герб
Администрация сельского поселения
Семилетовский cельсовет
муниципального района Дюртюлинский район
Республики Башкортостан

Понятие дорожно транспортного проишествия.

Понятие ДТП.

Дорожно-транспортное происшествие (или ДТП) – это происшествие, совершённое с участием хотя бы одного находившегося в движении механического транспортного средства, в результате которого причинён вред жизни или здоровью физического лица, его имуществу или имуществу юридического лица.


Каждое ДТП происходит в результате одной или нескольких взаимосвязанных причин. Большая часть ДТП совершается из-за неправильных действий водителей.

Анализ структуры ДТП по видам и категориям показывает, что почти половину ДТП составляют наезды на пешеходов. На втором месте – столкновение между транспортными средствами. На долю таких происшествий приходится почти третья часть от их общего количества, причем около половины из них – лобовые. На опрокидывание, наезд на препятствие и наезд на велосипедиста приходится около 30% от общего количества ДТП.

Наибольшая тяжесть последствий отмечается при столкновении железнодорожного состава с транспортным средством, наезде транспортного средства на велосипедиста и на пешехода.

Немаловажное значение имеет анализ распределения ДТП по часам суток, дням недели и месяцам года.

Многолетняя статистика показывает, что пик аварийности приходится на период суток от 17 до 19 часов. Самой высокой тяжестью последствий отмечаются происшествия в ночные часы в промежутке от 01.00 часа до 06.00 часов, несмотря на то, что интенсивность движения уменьшается в десятки раз. Более 25% ДТП в это время совершается водителями в нетрезвом состоянии.

Самыми аварийными днями недели являются пятница, суббота и воскресенье. В эти дни совершена почти половина ДТП от их общего количества. Существенное увеличение интенсивности движения, особенно в пятницу, стремление водителей быстрее выехать из городов на отдых или вернуться из рейса приводит к нарушениям требований Правил дорожного движения, особенно скоростных режимов, что приводит зачастую к трагическим последствиям.

Наибольшее количество ДТП происходит с августа по ноябрь. Эти же месяцы характеризуются высокой тяжестью последствий при ДТП.

Анализ ДТП по местам их совершения показывает, что значительная их часть (около 70%) совершена в населенных пунктах, причем, больше всего в ДТП гибнет людей в сельских населенных пунктах.

Подавляющее количество ДТП произошло на горизонтальных прямых участках дорог (около 90%). На перекрестках совершено 5–6 % ДТП, причем большинство на нерегулируемых пересечениях.

Регулирование движения пешеходов также сказывается на количестве ДТП. Если на нерегулируемых пешеходных переходах произошло 8-10% ДТП, то на регулируемых – почти в два раза меньше.

Наибольшее количество ДТП за последние годы произошло из-за превышения скорости движения. Водители транспортных средств виновны в совершении двух третей от всех ДТП. В тоже время в результате ДТП пешеходов гибнет в два раза больше, чем водителей.

Каждое девятое ДТП совершено водителями в состоянии алкогольного опьянения. По вине пешеходов совершено около одной трети ДТП от их общего количества.

Можно выделить пять основных элементов улиц и дорог, на которых совершается наибольшее количество ДТП с пешеходами. В порядке убывания количества ДТП это:

— остановка общественного транспорта;

— нерегулируемый пешеходный переход;

— нерегулируемый перекресток;

— регулируемый пешеходный переход;

— регулируемый перекресток.

Среди нарушений Правил дорожного движения пешеходами, самые распространенные: переход проезжей части в не установленном месте, нетрезвое состояние, внезапное появление на проезжей части из-за объектов ограничивающих обзорность.

Распределение участников ДТП по категориям показывает, что каждый пятый участник ДТП – пассажир. Сравнительный анализ показывает, что пассажиров гибнет практически столько же, сколько и водителей транспортных средств и почти в два раза больше, чем велосипедистов и возчиков. Наблюдается тенденция увеличения количества погибающих пассажиров.

С участием детей происходит 10-12% ДТП.

Анализ показывает, что половина ДТП происходит по вине самих детей. Причем основной причиной, как и ранее, является рискованное поведение на дороге, а именно – переход проезжей части вне установленных мест и неожиданное появление перед движущимися транспортными средствами.

По данным исследований, среди всех категорий участников движения во многих странах дети-пассажиры легковых автомобилей составляли самую значительную часть погибших на дороге детей (свыше 70% в Швеции, более 50% в Австрии, Испании и Франции), превышая долю погибших детей-пешеходов. В Республике Беларусь в среднем каждый четвертый ребенок – участник ДТП – это пассажир. Применение специальных детских удерживающих устройств и ремней безопасности уменьшает вероятность получения смертельных травм детьми-пассажирами на 45%.

Учитель опрашивает учащихся о том, что им известно о дорожно-транспортных происшествиях и известны ли им случаи ДТП.

2. Отличия ДТП от прочих происшествий с участием транспорта.

Происшествие может быть отнесено к ДТП при наличии следующих условий: хотя бы одно транспортное средство должно быть механическим и находиться в движении, само происшествие должно быть связано с этим механическим транспортным средством, а последствия происшествия должны соответствовать перечисленным в определении.

К ДТП относятся следующие происшествия:

1.При движении механического транспортного средства задним ходом для сцепки с прицепом совершен наезд на физическое лицо, занимавшееся сцепкой. Критерием отнесения к числу ДТП является нахождение водителя за рулем (органами управления) механического транспортного средства в момент происшествия.

2.Водитель мопеда двигался с выключенным двигателем, совершил ДТП, при чём другие транспортные средства в происшествии не участвовали. Критерием отнесения к числу ДТП является тот факт, что мопед относится к механическим транспортным средствам, а в Правилах не оговаривается, должен ли у него работать двигатель в момент происшествия.

3.Автомобилем совершен наезд на пешехода, и его водитель, выйдя из кабины (салона), оказывает помощь пострадавшему. В это время автобус совершает наезд на оставленный автомобиль, который наезжает на его водителя и пострадавшего пешехода (в данном случае имели место два происшествия: в первом – пострадал один человек, а во втором – два человека).

4.В песчаном карьере (на поле, в лесу) движущийся автомобиль совершает наезд на рабочего (сельхозработника, грибника).

5.Оставленное водителем транспортное средство самопроизвольно начало движение, в результате чего пострадали участники дорожного движения.

6.Водитель транспортного средства совершил наезд на пешехода и, скрываясь с места происшествия, например, через 150-200 м опрокинулся, в результате чего пострадал сам (в данном случае имели место два происшествия).

7.Происшествие совершено на угнанном (похищенном) транспортном средстве. Факт угона не означает умышленных действий при совершении ДТП.

К ДТП не относятся события, имеющие некоторые признаки происшествий на дороге, но не связанные с нарушением Правил:

Внезапная смерть в движущемся механическом транспортном средстве водителя или пассажира в результате, например, сердечного приступа, после которой механическое транспортное средство остановилось, не совершив наезд или столкновение.

Травмирование водителя во время устранения им каких-либо неисправностей в неподвижно стоящем механическом транспортном средстве (удар капотом, дверью по рукам, удар током, травмирование упавшим с домкрата автомобилем и т. п.).

Наезд велосипедиста на пешехода и столкновение велосипедистов между собой, наезд велосипедиста на стоящее механическое транспортное средство и столкновение с гужевым транспортным средством.

Происшествия с колесными тракторами, дорожно-строительными, сельскохозяйственными и другими самоходными машинами, возникшие вследствие нарушений правил охраны труда и технологии производства операций, для которых они предназначены (пахота, рытье траншей, погрузочно-разгрузочные работы и т. п.).

5.Пожары на движущихся транспортных средствах, не связанные с их технической неисправностью.

6.Происшествия, возникшие в результате умышленных действий, направленных на лишение жизни или причинение вреда здоровью людей или имуществу.

7.Случаи, когда транспортное средство провалилось под лед на необорудованной и необозначенной ледовой переправе (внезапный провал под лед, когда водитель не мог предотвратить происшествие, следует расценивать как несчастный случай).

ДТП обязательно сопровождается причинением материального ущерба либо телесными повреждениями или гибелью людей. Это обстоятельство отличает его oт аварийных обстоятельств (не путать с аварийной ситуацией, в которой находится водитель, когда не имеет технической возможности предотвратить столкновение применив экстренное торможение). В аварийных обстоятельствах оказывается транспортное средство, когда оно сохраняет свои прежние эксплуатационные качества, а находившиеся в салоне водитель и пассажиры, груз и иное имущество остаются без повреждения. Примером могут служить ситуации, в которых транспортное средстве оказывается после падения в глубоком снегу или оно съезжает в водоем.

3. Действия на месте ДТП. Демонстрация видео ролика о ДТП. Комментарии учителя.

Действия водителя на месте ДТП.

Водителю предлагается примерный перечень действий на месте аварии, составленный по принципу неотложности. Это:

1. Остановить транспортное средство, включить аварийную сигнализацию, выставить знак аварийной остановки

2. Оказать помощь пострадавшему.

3. Вызвать на место ДТП ГАИ. За оставление места происшествия предусмотрено наказание в виде штрафа от 20 до 50 БВ или лишение права управления транспортным средством на срок до 2 лет, независимо от виновности в ДТП.

4. Записать свидетелей. Свидетели – это люди, своими глазами видевшие ДТП (очевидцы).

Если же вы стали свидетелем ДТП, то обязаны:

1) оказать возможную помощь пострадавшим;

2) записать контактные данные других очевидцев, регистрационные знаки транспортных средств, находившихся при совершении ДТП;