Электронная регистрация недвижимости
Электронная регистрация недвижимости
Перевод услуг в электронный вид – приоритетное направление повышения качества услуг каждой государственной структуры.
С 1 июня 2015 года на официальном сайте Росреестра обеспечена возможность приема заявлений на государственную регистрацию прав в электронном виде. В 2016 году в Управление Росреестра по Республике Башкортостан поступило около 25 тыс. «электронных» заявлений. За 9 месяцев 2017 года – уже около 33,5 тыс.
Возможность представить документы в электронном виде решает сразу несколько задач: экономия времени (исключается этап посещения заявителем залов приема и выдачи документов), также исключается влияние человеческого фактора и, что имеет особенно существенное значение — это сокращение затрат на госпошлину (она ниже на 30% для физических лиц). Очевидные плюсы для заявителя связаны с тем, что он может в соответствии с принципом экстерриториальности подавать документы в любом месте независимо от места расположения объекта в любое время – ночью, днем, утром, в выходные.
К тому же, срок госрегистрации по документам, поданным в электронном виде, в Башкирии не превышает 2 рабочих дней. Последний фактор особенно актуален, учитывая, что Росреестр Башкирии сегодня не принимает ходатайства на ускорение сроков регистрации, исходя из «жизненных ситуаций» от граждан и юридических лиц. Теперь ускорить процедуру можно всего лишь подав документы в электронном виде, тем более, что получить электронную подпись, необходимую для электронной сделки с недвижимость, не составляет большого труда. В частности, электронную подпись выдает Филиал Кадастровой палаты и ее стоимость не превышает 700 рублей.
Как технически осуществляется электронная подача документов?
Сформированный комплект документов, необходимых для государственной регистрации прав, представляемых в форме электронных документов, электронных образов документов, должен быть заверен усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.
Для проведения регистрации необходимо перейти в сервис «Подать заявление на государственную регистрацию прав» и выбрать цель обращения.
Подача документов проводится в несколько шагов, начиная с заполнения заявления на государственную регистрацию, с прикреплением на предпоследнем шаге электронных образов всех необходимых для регистрации документов и заканчивая подписанием всего пакета сформированных документов усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя. Последним шагом проверяется подготовленное заявление с прикрепленными электронными документами и электронными образами документов. Главное, на что стоит обратить внимание, это то, что электронный документ должен быть подписан электронной подписью тех лиц, которые бы подписали его в бумажном виде.
Сразу с момента поступления заявления с портала Росреестра заявителю по адресу указанной электронной почты направляется информация о поступлении документов на государственную регистрацию, содержащая код платежа для уплаты государственной пошлины. После оплаты государственной пошлины приходит новое уведомление о том, что данные документы приняты к рассмотрению. И с этого момента начинается исчисление срока государственной регистрации.
Проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется выпиской из ЕГРН, которая подписывается электронной подписью государственного регистратора.
Государственная регистрация договоров и иных сделок удостоверяется посредством совершения специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, которая также подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью государственного регистратора.
По адресу электронной почты направляется ссылка на электронный документ, размещенный на Интернет-портале Росреестра.
Таким же способом заявители получают уведомление о приостановлении государственной регистрации либо сообщение о причинах отказа в случае приостановления государственной регистрации либо отказа в государственной регистрации.
В целях популяризации электронного способа подачи документов на государственную регистрацию прав на недвижимость для жителей Башкирии в крупных городах и районах открыты Центры консультирования по сдаче документов на государственную регистрацию прав на недвижимость в электронном виде.
Межмуниципальный отдел по Дюртюлинскому и Кушнаренковскому районам Управления Росреестра по Республике Башкортостан.